Древняя Греция
Древняя Греция до сих пор вызывает живой интерес исследователей. Важный вклад в изучение ее культуры внес Фридрих Ницше. Он писал о том, что там сосуществовали два начала: аполлоновское (гармоничное) и дионисийское (стихийное, дикое). Первоначально теорию Ницше не приняли, а сам он стал изгоем в ученых кругах. Знатоки античности привыкли видеть в Древней Греции только аполлоновское начало.
Однако теперь правота Ницше не вызывает сомнений. Начнем с самого раннего периода в истории Древней Греции. Он носит название крито-микенского. На острове Крит и в Микенах образовались государства, во многом похожие на восточные деспотии.
Они радикально отличались от той Древней Греции, какую мы привыкли себе представлять, с ее городами-государствами. Наши знания об этой эпохе чрезвычайно ограничены. Долгое время эгейская письменность (по названию Эгейского моря) оставалась нерасшифрованной. До нас дошли многочисленные материальные памятники этой культуры, однако они мало что могли рассказать.
Только в 1953 г. английский исследователь Вентрис смог расшифровать критское письмо «В» — один из типов существовавшей тогда письменности. Теперь мы знаем немного больше о культуре того периода. Уже тогда люди почитали Зевса. Важное место в их культе занимала двойная секира.
Ученые не уверены, была ли она сама по себе предметом культа, или же олицетворяла какоето божество. Дворец царей Крита называли «Лабиринт», что, по некоторым гипотезам, означает «дом двойной секиры». Кроме двойной секиры, возможно, в те времена почитали и двойной щит. Широко был распространен культ животных. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения зверей, птиц и змей. Также найдено много изображений людей, возможно, это боги, которые потом вошли в греческий пантеон.
Существуют также указания на то, что существовали культы солнца, камней, деревьев и уже тогда гречские ордера в архитектуре зарождались. Основными характеристиками крито-микенского периода являются наличие «дворцовой культуры», жесткая централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической сфер жизни, особое положение жреческого сословия и мощной бюрократии, хтоническая религия (т. е. религия земли и плодородия). В тот период создавались мощные, укрепленные дворцы-цитадели. Это были огромных размеров архитектурные комплексы.
В них непременно входили кладов;ые, места для культовых и административных целей. Многочисленные помещения, в которых сосредоточивалась жизнь дворца, требовали постоянных забот и контроля. В крито-микенский период большое значение приобретает разросшийся бюрократический персонал. Во главе цитадели стоял царь-жрец, главная задача которого была сохранять и поддерживать священный порядок.
Рядом строились общинные поселения, некоторые постройки стояли обособленно от основного комплекса. В обязанности царя входили также функции верховного военачальника, который обеспечивал защиту поселений. Второй этап развития древнегреческой культуры начинается с падением централизованных систем Крита и Микен. Сильнейшее землетрясение послужило причиной гибели цивилизации на Крите.
Микены пали под ударами вторгшихся варваров. Жителей Крита и Микен называют греками-ахейцами. Они создали высокую цивилизацию, которая, как и многие другие, была разрушена после вторжения более примитивных племен дорийцев и ионийцев.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.