Ya.Direct.Left
Фотографии

Опрос
Где вы хотите отдохнуть этим летом?
 
Древняя Греция
Семеро против Фив

Knossos 2

Одним из интереснейших примеров древнегреческого героического эпоса представляет собой так называемый "Фиванский цикл". Он включает в себе сказания об Эдипе, мифы "Семеро против Фив" и поход потомков "семерых" на Фивы.

Подробнее ...
Сейчас на сайте
Сейчас 37 гостей онлайн

postheadericon Литература Византии

Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Литература Византии

Следует отметить, что на протяжении всей истории Византии переводная литература в ней имела крайне слабое распространение. Переводились на греческий в основном тексты религиозного содержания (сочинения сирийского аскета IV в.

Ефрема Сирина, некоторые жития святых и др.). Поэтому почти одновременный перевод таких сугубо светских произведений, как «Стефанит и Ихнилат» и «Книга Синтипы», мы можем рассматривать как выдающееся событие византийской культурной жизни.

 Усилению проникновения элементов арабской культуры в культуру Византии в X—XI вв. способствовало то, что после политического распада Халифата ромеи вернули себе некоторые земли на Востоке — район Мелитины, равнинную Киликию, Кипр и Северную Сирию. Жившие на них арабы частично ушли к своим соплеменникам, частично подчинились византийцам. Некоторые из них приняли христианство. На этих вновь приобретенных территориях контакты ромеев с арабами были особенно тесными, что способствовало лучшему взаимопониманию между народами и культурному обмену. Это наглядно проявилось в византийском военно-героическом эпосе.

Пограничная область на востоке империи заселялась т. н. акритами — воинами привилегированного положения, владевшими землями. В случае войны с арабами акриты обычно принимали на себя первый удар. В их среде возник цикл военных песен и большая поэма «Дигенис Акрит». В этой эпической поэме причудливо переплетаются мотивы борьбы с арабами и элементы уважительного к ним отношения. Главный ее герой — знатный акрит Василий Дигенис (буквально: «двоерожденный»). Свое прозвище он получил потому, что его отцом был арабский эмир Мусур, а матерью знатная гречанка Ирина. Мать Дигениса была захвачена эмиром в плен во время набега на ромейские земли. Затем из любви к Ирине Мусур не только сам становится христианином, но и обращает в православную веру свою мать и других родственников. Он поселяется в Византии. От брака с Ириной у эмира рождается сын Василий Дигенис, наделенный в поэме всеми чертами сказочного богатыря. Он растет с чудесной быстротой, в 12 лет голыми руками убивает медведей, разрывает газель и совершает множество других подвигов, описание которых и составляет основное ядро эпоса.

С одной стороны, поэма о Дигенисе проникнута восхвалениями христианской веры, впрочем, без фанатизма, с другой — ряд ее действующих лиц-арабов изображен с привлекательной стороны. Об эмире Мусуре говорится, что во время набега на ромейские земли он «разрушил много городов, в пустыни превратил их», страшному избиению подверг домочадцев Ирины. И в то же время сказано, что эмир был известен «мудростью своей и высшею отвагой». У него «взгляд живой и радостный, наполненный любовью». Его лицо сходно с цветущей розой.

Соперничал сложеньем он со стройным кипарисом,

И если видел кто его — уподоблял картине.

Так в «Дигенисе Акрите» мы видим отношение византийской и арабской культур в их взаимном влиянии и обогащении, что подчас заставляло забыть об исконной вражде.

Следует, однако, отметить, что в целом арабское влияние на культуру Византии было неизмеримо меньшим, чем влияние последней на культуру стран Халифата. Византийцам, в частности, остались чужды достижения арабской философии, несмотря на то, что арабоязычные мыслители широко комментировали сочинения древнегреческих философов. Византийская культура в огромной мере питалась от своих собственных истоков, и этим объясняется как пренебрежение ромеев достижениями философии мусульманского мира, так и слабое распространение в Византии переводной литературы.

Несмотря на то, что отношения Византии и Халифата часто были враждебными и принимали довольно трагический оборот, народы этих стран на протяжении всего раннего Средневековья (до XI в.) находились в процессе интенсивного культурного обмена и взаимообогащения. Дальнейшая их судьба сложилась крайне трагически.

Непосредственные контакты Византии с арабским миром практически прервались в конце XI в., когда на арену политической жизни вышли турки-сельджуки, отвоевавшие у ромеев бóльшую часть Малой Азии. В следующие периоды т. н. классического (XI—XV вв.) и позднего Средневековья (XV—XVII вв.) страны византийского и арабского регионов приходят постепенно в упадок и попадают в большинстве своем под иноземное иго. В 1204 г. западные крестоносцы взяли Константинополь, подвергнув его ужасающему разгрому. В 1258 г. монголо-татарские завоеватели взяли Багдад, ликвидировав последние остатки халифата Аббасидов. В 1453 г. турки-османы, взяв штурмом Константинополь, положили конец существованию Византийской империи. Столетием позже они подчинили себе и большинство арабских стран.

Однако высокая культура народов Византии и Арабского халифата не пропала бесследно. Многие ее достижения восприняли другие народы. Сохранив и по мере возможности развив наследие античной науки, византийцы и арабы способствовали приближению Нового времени.


 
Древний Египет
Научные знания Древнего Египта

drevnegiptznaniya1Древний Египет представляется нам страной хитроумных строителей и мудрых жрецов, жестоких фараонов и покорных рабов, но прежде всего это была стран учёных. Пожалуй, среди всех древних цивилизаций наиболее далеко в отношении науки продвинулся именно Древний Египет. Знания египтян, хоть и разрозненные и не систематизированные, не могут не удивить современного человека.

Подробнее ...
Видеоматериалы
Древний Китай
Древний Восток. Древний Китай в сексуальном ракурсе

древний восток древний китайВзгляды на сексуальные отношения в древнем Китае, до воцарения династии Тан, представлялись достаточно свободными. Затем был воспринят моралистический конфуцианский взгляд на предмет. Китайские «свадебные свитки», шелковые картины с эротическими изображениями, традиционно использовались для обучения премудростям сексуального поведения будущих жён.

Подробнее ...
Последние комментарии
Яндекс.Метрика