Культурные влияние Византии и Халифата
Несмотря на то, что взаимоотношения Византии и Халифата за всю их историю были большей частью враждебными, между этими двумя государствами происходили отнюдь не только военные действия. Во время нечастых мирных периодов ромеи и арабы обменивались посольствами, вели торговлю, вступали в тесные контакты друг с другом.
Это давало возможность для обмена культурными достижениями.
В эпоху появления ислама арабы стояли на более низкой по сравнению с соседними народами ступени развития. Однако впоследствии после своих великих завоеваний они восприняли многие достижения культуры покоренных народов — персов, индийцев, сирийцев, коптов и др. Византийское и античное культурное наследие воспринималось ими не только и не столько от самих ромеев, с которыми они вступали в контакты, сколько от населения завоеванных стран бывшего византийского региона.
В Сирии, Палестине и Египте византийское влияние сохранялось долгое время после их перехода под власть Халифата. Не обладая на первых порах необходимым опытом управления завоеванными территориями, арабы широко привлекали на государственную службу представителей местного населения. Почти во всех звеньях государственного аппарата на территории Сирии, Палестины и Египта долгое время бóльшую часть чиновников составляли греки, сирийцы и копты. Многие из них достигали довольно высоких постов. Греческий язык оставался государственным языком в сиро-палестинском регионе до конца VII в. В Египте делопроизводство велось на коптском языке. Лишь в конце VII — начале VIII в. все канцелярские документы были переведены на арабский язык.
В завоеванных странах первоначально сохранялись прежние типы монет. Лишь спустя некоторое время на монетах появились дополнительные арабские прокламационные надписи: «Аллах», «Мухаммед» и т. д. Продолжением византийской традиции являлось и то, что на золотых динарах была изображена фигура стоящего халифа. На византийских монетах той же эпохи обычно на лицевой стороне изображались погрудные портреты, а на оборотной — стоящие фигуры императоров. Кстати, само название золотой арабской монеты имеет византийское происхождение (визант. динарий — ар. динар). В конце VII в. была проведена денежная реформа. В 696—697 гг. появились динары принципиально нового типа: без всяких изображений, только с арабской надписью, в основном религиозного характера. Впрочем, разрыв с византийской традицией в монетной чеканке не был слишком резким. Сохранился уникальный египетский динар, отчеканенный в год реформы, с латинским переводом мусульманского Символа веры. Он являет собой, таким образом, переходный монетный тип.