Древний Египет. Канон пропорций
Каждый раз, когда египетский художник в Древнем Египте создавал или писал фигуры, их пропорции были строго определены каноном пропорций. Принципы монументальности и предельной простоты форм в живописи, скульптуре, рельефах сложились в период Древнего царства, так называемый простой канон. Во всяком случае, классические пропорции появляются в изображенных фигурах фараонов третьей династии.
В период пятой и шестой династии в истории цивилизации Древнего Египта канон пропорций стал универсальным понятием. На основе неё развился канон человеческих пропорций из квадратной сетки в 18 единиц и сохранялся до конца 26 династии Нового царства.
В Древнем Египте канон человеческих пропорций, представлявший квадратную сетку в 18 единиц, относился к стоящей фигуре и позволял воспроизводить её в разных размерах, но всегда анатомически пропорционально. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов от шеи до коленей и шесть квадратов от коленей до подошвы ног. Имелся ещё девятнадцатый квадрат, который применяли для волос, но он не считался с остальными деталями тела. Ступня была высотой в квадрат и три с половиной квадрата длиной. Расстояние между концами ног у неподвижной фигуры равнялось четыре с половиной квадрата, а если она двигалась – десять с половиной квадратов.
Сидящая фигура состояла из квадратной сетки в 14 единиц, с пятнадцатой включавшей волосы. Художникам Амарны при восемнадцатой династии пришлось использовать сетку из двадцати квадратов, в которой обычные шесть квадратов сохранялись для расстояния между ступнями и коленями, но два дополнительных квадрата добавили между коленом и шеей, что создало более короткие ноги и более длинную шею.
При двадцать шестой династии приняли сетку из 21 квадратов, она использовалась до конца фараоновых времен.
Несколько отличались проблемы в скульптуре. Первое, что нужно было сделать решить вопрос с балансом статуи. Опорная основа по сравнению с высотой статуи очень маленькая и египтяне использовали несколько приемов. Фигура всегда находилась в определенном положении, с расставленными ногами. Поставив одну ногу спереди, а другую сзади, обе образовывали треугольник. Помимо расширения опорной базы, это помогало стабильности статуи вертикально. А чтобы гарантировать стабильность и параллельно, фигура представлялась совершенно симметрично, разделяя вес поровну в соответствие с центральной линией. Очевидно, что изображать сидящие фигуры было в определенной степени легче, так как использовалась большая опорная основа.
- История ритуалов Древнего Египта. Возрождение после смерти – шаг в вечность
- Древний Египет и культ Амона-Ра
- Древний Египет. Анубис – бог мумификации
- Древний Египет: источники изучения древности
- Древний Египет: мумия и секреты мумификации
- Гор – божество фараона в Древнем Египте
- Многоликий Амон – бог Древнего Египта
- Древний Египет для детей – репетиция будущей взрослой жизни
- Древний Египет. Живопись и иероглифы
- Древний Египет. Жрецы – привилегированный класс