Культура Возрождения прошла три основных этапа
Индекс материала |
---|
Культура Возрождения прошла три основных этапа |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Культура Возрождения прошла три основных этапа в своем развитии. 1. Первый можно охарактеризовать как «пробуждение». Человек сбрасывает с себя оковы, которых в эпоху Средневековья было великое множество. Это и понятие феодальной «лестницы», по которой нельзя было подниматься, крепостная зависимость крестьян, почти абсолютная власть католической церкви, зависимость крестьянина от смены времен года. Не менее важную роль, помимо социально-экономических, играли и духовные оковы, которые накладывала на человека католическая церковь. Ватикан учил, что все люди грешны и обязаны во всем подчиняться воле Божьей.
На практике это означало подчинение церковникам. Когда эти оковы начали постепенно спадать, по мере развития буржуазных отношений, человек стал по-иному оценивать себя и свое место в мире: перестав быть «тварью» (не в современном уничижительном смысле этого слова, а в значении «тот, кто был сотворен»). Человек сам становится творцом. Это относится не только к великим художникам, поэтам, философам, но и к простым людям, ремесленникам и купцам.
Гордость и самоуважение, которые испытывал ремесленник, создавая различные предметы, возвышали его в собственных глазах, заставляли иначе относиться к себе и другим. 2. По мере того как человек осознает свои силы и свою свободу, он начинает все более чувствовать себя подобным божеству. Отсюда возникает понятие «титанизм» Возрождения. Это еще одно слово, которое относит нас к античности.
Деятели искусства, философы Ренессанса получили название «титанов» не только и не столько благодаря своему вкладу в сокровищницу мировой культуры (хотя этот вклад, конечно, огромен). Главную роль в понятии «титанизма» ифает само мироощущение человека, который осознал себя «титаном» (т. е., почти что богом). Для этого периода характерен оптимизм и наивность, с которыми «титаны» смотрели на себя и свое будущее. Классическим примером такого оптимизма является книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантафюэль».
Автор выдвигает девиз: «Делай, что хочешь», не осознавая всей порочности этого лозунга. Ему не приходит в голову, что человек может пожелать и чего-то дурного. Существует в книге еще одна деталь, на первый взгляд, достаточно мелкая, но на самом деле имеющая первостепенное значение: у героев произведения, которые «делали, что хотели», были слуги. Из этого можно сделать, два чрезвычайно важных вывода.