Сирийская культура
Сирийская культура продолжала существовать на протяжении всего Средневековья и еще в XIII в. выдвинула такого энциклопедически образованного ученого, как Григорий бар Ебрей, известного у арабов как Абу-л-Фарадж-ибн-ал-Ибри (1226—1286).
Он известен как философ, астроном, грамматик, писатель, историк и врач.
Кроме греков и сирийцев, известное влияние на культуру арабов оказали и другие народы стран бывшего византийского региона — копты, евреи, самаритяне, а также сабии — харранские язычники, поклонявшиеся звездам, которые сохранились как отдельная община и в византийскую, и в арабскую эпоху.
Нередко считают, что будто бы отсталым арабам первоначально были чужды культурные достижения покоренных народов и лишь позднее они начали их усваивать. Всем нам со школьной скамьи известен рассказ о том, как якобы арабские завоеватели поступили с книгами знаменитой Александрийской библиотеки. Будто бы после взятия Александрии Амр-ибн-ал-Ас послал халифу Омару запрос: следует ли распределить захваченные книги в качестве добычи между воинами? Халиф ответил: «Если в книгах написано не то, что в Коране, — они вредны, если то же самое — они не нужны. Поэтому в любом случае их следует сжечь». И книги были сожжены.
В настоящее время доказано, что этот рассказ является позднейшей легендой. Ни один из источников вплоть до XI в. не упоминает о таком факте. Сожжения книг не могло быть хотя бы уже потому, что Александрия в 642 г. не была взята штурмом, а сдалась по договору. Во время же вторичного взятия Александрии в 646 г. халифа Омара, которому приписано приведенное выше высказывание, уже не было в живых.
- Успехи арабов в области философии и естественных наук
- Античное наследие на востоке
- Усвоение античного научного в арабском мире
- Хунайн-ибн-Исхак
- Религиозный фанатизм
- Сочинения Иоанна Дамаскина
- Византийское влияние в Халифате
- Арабские города
- Арабские завоевания
- Культурные влияние Византии и Халифата